+7 (905) 503-60-60
Клуб айкидо "Сёрюкай" Букреев додзё
Случайное фото
DSC04652

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Что касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку - японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного племени в схватке по борьбе.

Национальная борьба сумо - один из  самых  популярных  видов спорта в Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более гуманные правила соревнований.

В XVII веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные системы самозащиты: "Когосоку-косино-мовари", которую создал борец Такеноути Хисамори, и "Явара" - предположительный автор Секигуди Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная техника китайских стилей у-шу.

 Здесь следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности. Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль дзю-дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции, единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали обучать единственному, что они умели - убивать. А в начале ХХ века в Японии было созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэдо (в нынешнем прочтении переводится как "путь пустой руки" и в настоящее время имеет множество направлений и стилей) и дзюдо.

Что же касается Айкидо, то оно, по существу, современное выражение Японских боевых искусств (будо).  Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе VIII века - произведениях "Кодзики" (Летопись  событий  древности) и "Нихон ги"  (Хроника Японии). Это не значит, что Айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.

Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях   гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава  (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной  форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая  для  Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.

Основатель Айкидо, Учитель Уэсиба Морихэй, живя в бурное время модернизации Японии, посвятил себя  созданию  боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Действия  Учителя Уэсибы  были  основаны  на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо.  Он шёл к этой цели долгим путём, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через события современной истории Японии.

Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила  и  первостепенная  цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счёт накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи.  Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ки, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ки, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума  достигается состояние гармонии индивидуальной и универсальной ки, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ки, свободного  и  текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в Айкидо.

Гениальным Учителем Уэсиба, который сформулировал  первый принцип будо как постоянную тренировку тела и разума,  являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощён в соответствующее боевое искусство,  Айкидо. Сейчас Айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века,  - занимается бессчётное количество  людей  -  представители  всех  уровней  и классов общества.

Определение Айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо. В то время как Айкидо развивает  духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании  и турнирах,  что  подчеркивает их силовую природу,  обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.

Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы  соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей.  Такие вещи  рассматриваются  лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем,  но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель которого состоит в освобождении от   личного,  постижении  безличного  и  истинно человеческого.

Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после Второй Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодёжь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту  тенденцию развития, Айкидо отказывается  присоединиться  к  такой системе классификации  и  остаётся  верным  исходному  положению  будо: тренировке и развитию духа.

В мире Айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров, которые аргументируют  это необходимостью привлечь большее число  занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся Айкидо создали самостоятельные школы, пропагандирующие    "соревновательное Айкидо".  Это серьёзное дело, поскольку превращение Айкидо в другую форму современного спорта  могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.

Айкидо чётко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине:  задача Айкидо - сохранение  основ  будо  и  духовное развитие  боевого  искусства в соответствии с первым принципом будо, сформулированным Учителем  Уэсибапостоянная  тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.

Традиции будо входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения Айкидо в современном мире именно в его соответствии идеалам  Учителя Уэсиба,  несмотря  на то, что люди могут рассматривать его только  как  ещё  одну форму искусства боевых единоборств.

Оригинал статьи: http://айкидо-нн.рф/korni/532-vozniknovenie-2


Возврат к списку

Яндекс.Метрика